Сегодня, на Божественной литургии, во всех православных храмах звучал отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 10:25–37). В притче о добром самарянине Христос учит нас истинной любви к ближнему, показывая, что эта добродетель есть основа исполнения закона. Не тщетно спрашивает законник: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10:25). Господь, обратив его взор к главному — любви к Богу и ближнему, — показывает, что спасение заключено не в сухом знании закона, но в деятельной любви.
Законник, будучи сведущ в Писании, произносит правильные слова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Однако слова сами по себе бесплодны, если не подкреплены делами. Что пользы в том, чтобы говорить о любви, но не творить её? Иоанн Богослов говорит: «Не будем любить словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18).
Любовь — это не просто исполнение заповеди, это путь к уподоблению Богу. Ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8), и всякий, кто любит, пребывает в Боге.
Когда законник спрашивает: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29), Христос отвечает не теоретическим объяснением, но притчей, которая открывает сердце закона. В ней Он показывает, что ближний — это не тот, кто близок по плоти, но всякий, кто нуждается в нашей помощи, вне зависимости от его происхождения, веры или положения.
Человек, израненный и брошенный на пути, — это образ человечества, раненного грехом и оставленного на погибель. Священник и левит проходят мимо, символизируя бессилие ветхозаветного закона и обряда спасти человека. Но самарянин, презираемый и чуждый иудеям, сжалился и помог ему.
Самарянин — это Сам Христос, пришедший к нам, будучи чуждым греху, чтобы исцелить наши раны и принести спасение. Его масло и вино — это благодать Святого Духа и сила Таинств, которые врачуют душу. Его забота о раненом на постоялом дворе — это призыв к Церкви хранить души спасённых.
Необходимо подражать доброму самарянину! Не спрашивать, кто достоин нашей любви, но нам самим становитесь ближними для всех. Ибо кто любит, тот исполняет закон Христов. Апостол Павел говорит: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Необходимо помнить, что любить ближнего — значит не только помогать в нужде, но и терпеть, прощать, утешать и ободрять. Любовь не ищет своего (1 Кор. 13:5) и никогда не падает (1 Кор. 13:8).
Оставим ли мы в своём сердце холод и жестокость, проходя мимо нуждающихся, как священник и левит? Или, подобно самарянину, явим милосердие, ибо милостивые помилованы будут (Мф. 5:7)?
Иоанн Златоуст говорит: «Чем больше ты отдаёшь другому, тем больше приобретаешь себе. Любовь — это не потеря, но умножение, не уменьшение, но богатство».
Пусть любовь к ближнему станет нашим постоянным трудом. Тогда мы, подобно доброму самарянину, исполним волю Божию и обретём вечную радость в Царстве Небесном.
Итак, облечёмся в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14). Исполним слова Господа: «Иди и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Да укрепит нас Господь в этом деле, чтобы через любовь к ближнему мы достигли любви к Богу и наследовали жизнь вечную.
В этот день в храме Преображения Господня г. Сочи прошли торжественные Богослужения.
Богослужения возглавил благочинный Хостинского церковного округа, настоятель храма Преображения Господня игумен Софроний (Есимов), в сослужении штатного духовенства: иерея Иоанна Парахина, протодиакона Виктора Коженовского.
За Богослужением была прочитана молитва о Святой Руси.
После отпуста настоятель храма игумен Софроний (Есимов) обратился к прихожанам с пастырским словом и поздравил их с Воскресным днем.
После Богослужения традиционно участники молодежного клуба «Фавор» организовали чаепитие для всех прихожан, а так же прошла встреча участников клуба с духовником иереем Иоанном Парахиным.
В субботу, по окончании всенощного бдения прошло занятие в воскресной школе для взрослых. Лекцию читал игумен Софроний (Есимов).