Храм Преображения Господня г.Сочи
История создания и судьба храма Преображения Господня
Дореволюционный период (1901 — 1917)
В 1901 г. в Хосте был образован комитет по устройству городской церкви, который обратился с ходатайством в различные административные инстанции с просьбой об отводе десяти десятин земли (10,9 га) для строительства церкви, школы, амбулатории.
Одновременно братия Свято – Троицкого монастыря в Адлере во главе с иеромонахом Маркианом изъявили желание посторить в Хосте монастырское подворье с деревянной церковью на каменном фундаменте вместимостью 750 человек. Церковь предполагалось освятить во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и в память о Государе императоре Николае I.
Однако исторические революционные события 1905-1907 гг. в России и в Сочинском округе, финансовые трудности и ведомственная несогласованность затормозили решение о строительстве церкви в Хосте.
В 1907 г. Комитет по строительству храма активизировал свою деятельность и вновь обратился с ходатайством в Святейший Синод к наместнику императора на Кавказе о строительстве храма в Хосте, предлагая освятить его в честь Святых апостолов Петра и Павла. В своём письме барону Ф. Ю. Нольде, обосновывая необходимость постройки церкви, комитет писал: «…родившиеся бывают без крещения, а взрослые без причащения и исповеди, умерших хоронят без отпевания, ослабевает нравственность…»
В состав комитета входили: действительный статский советник С. Кривцов — председатель, члены: П. Булатова, Н. Голубенко, С. Кравченко, М. Иванов, М. Щегловитова. Мария Фёдоровна Щегловитова, супруга министра юстиции Ивана Григорьевича Щегловитова, принимала самое значительное участие в строительстве церкви, она вела активную переписку со Святейшим Синодом, влиятельными людьми России с целью привлечь внимание к этому вопросу и собрать средства на возведение храма, позднее возглавила строительный комитет.
После длительной переписки 22 января 1909г. Святейший Синод разрешил постройку приходской церкви в Хосте на отведённой для этого по городскому плану участке земли на изысканные местные средства. В определении Святейшего Синода было указано: «Благословить местную землевладелицу, супругу министра юстиции Марию Щегловитову, принимающую участие в сооружении помянутой церкви, производить сбор пожертвований на нужды новосооружаемой церкви». Разработка проекта церкви длилась около двух лет. Первый проект, представленный ещё в 1906г., был отклонён из-за ряда технических, конструктивных и архитектурных недостатков.
Только 26 марта 1910г. был одобрен и найден технически правильным проект церкви, разработанный сочинским архитектором А. Ионом. Сумма на строительство по смете составила 11001 рубль. Однако позже, после уточнённых расчётов, увеличилась до 16600 рублей. От имени монарха Николая II Святейший Синод пожаловал на строительство 4 тысячи рублей. Основную часть финансирования составили пожертвования частных лиц. Преодолевая большие трудности, связанные с проблемой финансирования, поставкой строительных материалов, возведение церкви в 1911г. было завершено.
Советский период (1917 – 1990).
Мероприятия, связанные с отделением церкви от государства по декрету 1918 г. в Сочинском округе начались после окончания Гражданской войны. С января 1921 г. в районах начинается работа по сбору информации о наличии культовых построек и религиозных организациях. Активизировалась эта работа в 1922-1923гг.
Все религиозные общины должны были в двухнедельный срок прислать в Окружной отдел опись имущества. Декретом об отделении церкви от государства всё имущество религиозных общин и культовые постройки объявлялись народным достоянием, верующие получали их по специальному договору с местными органами власти в бесплатное и бессрочное пользование.
По условиям договора запрещалось проводить политические собрания, распространять антисоветскую литературу, совершать набатные тревоги для созыва населения в целях «возбуждения его против советской власти», вследствие чего звоны регламентировались. Верующие обязывались из своих средств выплачивать все налоги и содержать постройки и имущество.
Уполномоченные Совета рабочих и крестьянских депутатов во внеслужебное время могли свободно производить периодическую проверку и осмотр имущества. За невыполнение обязательств верующие подвергались уголовной ответственности по всей строгости революционных законов.
С 1925 г. развернулась активная антирелигиозная кампания по закрытию и изъятию культовых сооружений, преследованию священнослужителей и их выселению. С 1927 г. начались массовые репрессии в 1929 г. перестала существовать община храма Преображения Господня в Хосте. Государственная атеистическая политика, репрессивные меры заставили общее собрание граждан поселка Хоста принять решение в 1933 г. о закрытии церкви и передаче храма под культучреждение.
В сентябре 1943 г. наметились изменения в государственно-церковных отношениях, вызванных прежде всего Великой Отечественной войной. В 1943 г. было восстановлено Патриаршество, Синод и разрешено открыть храмы, «не потерявшие церковного вида» без юридического оформления.
В Сочи к середине 1940-х годов таковыми были Собор Михаила Архангела и Свято-Преображенский храм в Хосте. В течение нескольких лет православные христиане Хосты предпринимали безуспешные попытки получить разрешение на возврат здания. На запросы жителей местные чиновники отвечали, что в Хосте нет помещений для церкви. Бывшее церковное здание использовалось как клуб и находилось на территории госпиталя санатория «Медсантруд» (санаторий ВЦСПС).
После окончания Великой Отечественной войны здание ветшало и с 1960-х до конца 1970-х годов было бесхозным. В 1980 г. решением Сочинского горисполкома здание было передано на баланс Сочинской городской телефонной станции под АТС Хостинского района на 1300 номеров. В целях сохранения здания бывшего храма, имеющего интересное архитектурное решение, в 1981 г. оно было признано памятником культовой архитектуры и градостроительства и взято под охрану государства (Решение Краснодарского край исполкома от 26 августа 1981 г. № 540).
Современный период (с 1989 года)
В конце 1980-х годов, с началом Перестройки, началось возвращение имущества Русской Православной Церкви. 25 декабря 1989 года был зарегистрирован приход храма Преображения Господня. От лица православных прихожан в Комитет по делам религий в г. Москву отправилась Собко Екатерина Федоровна, после чего было принято решение об освобождении храма от АТС.
1990 г. Члены попечительского совета, представитель Президента в Южном федеральном округе Долженко В., главврач санатория «Аврора» Романов Алексей Павлович, главврач санатория «Хоста» Сокол Владимир Георгиевич решил не дожидаться освобождения храма, построить подвал в расположенном рядом с храмом котловане для совершения богослужений. 20 февраля 1990 г. архиепископом Кубанским и Екатеринодарским Исидором, настоятелем прихода был назначен о. Константин Тихомиров.
1991 г. Строительство подвального помещения завершилось. После о.Константина (+1995) настоятелями прихода были о.Виктор Воронов, о.Инокентий, о.Василий Чеботарев.
Так как в подвальном храме было очень душно и все не помещались, когда погода позволяла богослужения совершались на улице.
1997 г. Настоятелем прихода храма Преображения Господня стал протоиерей Александр Яблоков. Был отремонтирован подвал и устроена ограда (благодаря помощи санатория «Голубая горка» и, в частности, Лисицину Николаю Михайловичу и Рему Вяхиреву). В целом, на восстановление храма пожертвовали значительные средства более 30 человек (большая часть которых пожелала остаться неизвестными).
1998 г. Были установлены купола, и приобретены колокола на звонницу (благодаря подполковнику Соколу Владимиру Георгиевичу)
создан новый иконостас (в подвале). Получен государственный акт на принадлежащую приходу землю.
1999 г. Была приобретена медь на купол (благодаря Семеновой Надежде Алексеевне и Ремпель Маргарите Семеновне), медные листы рассчитаны на срок службы до 300 лет.
В 2000 г. Приходу Преображения Господня полностью вернули храм. Здание не ремонтировалось 35 лет, было поделено на 2 этажа, крыша, окна и двери сгнили, левый предел был пропитан электролитом от находившейся там аккумуляторной, все стены были поражены грибком. За год силами прихожан и благотворителей было разобрано перекрытие, разделяющее храм на этажи, стены очищены до природного камня, обработаны от грибка.
Фирмой «Сочиэлектромонтаж» (благодаря Феликсу Яцкевичу) была полностью проведена электропроводка, с помощью Вакуленко Владимира Яковлевича были построены сейфы для хранения церковной утвари, изготовлены окна и двери. При содействии администрации Хостинского района, лично ее главы Подповетного В. Я., прихожан Семеновой Н.А., Ремпель М. С., устроена кровля, отремонтирован купол, оштукатурены стены внутри (благодаря помощи магазина «Мюнхен»). Первая служба в здании храма была совершена в 2000 году на 5-ой неделе Великого Поста в праздник Похвалы Божией Матери.
В 2002 г. Началось благоукрашение храма, велись лепные работы, благоустраивался алтарь.
23 октября 2002 г. митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил восстановленный храм во имя Преображения Господня.
В 2003 г. Устроен малый иконостас, начата позолота лепных узоров, изготовлены и установлены кресты на купол.
В 2004 г. Устроены теплые полы, приобретено паникадило.
В 2005 г. Храм, благодаря помощи Новикова Дмитрия Владимировича, был покрашен изнутри и снаружи, цоколь декорирован гранитом, установлены 2 новые резные двери, позолочены купола и снесен старый подвал.
В 2006 г. Нашлись благотворители на роспись алтаря и был приглашен известный художник-иконописец Сухоруков Виктор Селиверстович, расписавший 8 медальонов: «Ветхозаветная Троица», «Моление о Чаше», «Заклание Исаака», «Иисус Христос», «Апостол Иаков», «Василий Великий», «Иоан Златоуст», «Георгий Двоеслов».
В 2007 г. Силами ООО «Тоннельдорстрой» отремонтирована канализация, ниже ограды храма построена подпорная стена и автостоянка.
В 2011 г. Установлен позолоченный, расписанный Иконостас.
В 2022 г. Расписан храм мастерами иконописной мастерской «Олега Шуркуса» http://shurkus.ru/fresco/hosta2017
На сегодняшний день – это один из красивейших храмов нашего города, который помимо архитектурных особенностей привлекает и уникальной росписью в стиле гризайль. Но главное богатство храма – это его дружная христианская община.